Эксклюзивное интервью с Виктором Зангиевым

Когда герой ближе, чем мы думаем.

"Эксклюзивное интервью с Виктором Дзантемировичем Зангиевым.

Как зачастую бывает, все начинается со случайности. Между делом узнав, что тот самый Зангиев тренирует детей в Алексине, мы не могли не заехать, чтобы, как минимум, выразить свое уважение и познакомиться с ним. Прототип героя одной из любимых серий игр Street Fighter, борец, выступавший в NJPW, живёт, можно сказать, через дорогу! Конечно, возможность пообщаться с таким человеком нельзя упускать. Мы нашли его номер телефона и договорились об интервью. Спортивные журналисты неоднократно разговаривали с Виктором Дзантемировичем, но, насколько мы знаем, еще никто не брал у него интервью, посвященное исключительно его карьере реслера. К нашему удивлению, он не только согласился, но и выразил заинтересованность поведать о своих годах пребывания в Японии. Но главный сюрприз ждал позже, когда мы наконец приехали брать интервью в СК “Ральф” - огромный спортивный комплекс, который, к сожалению, пустует из-за удаления как от Москвы, так и от Тулы. Виктор Дзантемирович поздоровался с нами, мы расположились на скамейках в спортивном зале и следили, как мастер работает с детьми - 8-10 девочками и 3 парнями возраста 14-18 лет. В ходе занятия Виктор Дзантемирович подходил и общался с нами. Потихоньку завязалась беседа, которая превратилась в большое интервью.

- Вы начали выступать в реслинге в 89 году. Как так получилось, что советский борец начал выступать в Японии?
Зангиев- Мы сами не ожидали такого поворота событий. А оказался я там в силу причин, о которых не хотел бы говорить. Не было тренера, который помогал бы прогрессировать. Так бы я мог с легкостью стать олимпийским чемпионом. Я был на одном уровне с остальными, но не было тренера, опоры для будущего. Помимо меня была группа людей, которые также не могли определиться с будущим. Сборная дзюдо, вольная борьба, классика. Приехали японцы, договорились с Госкомспортом и провели два сбора. Выбирали по своим критериям.

То есть они изначально знали, чего хотят?
Зангиев– Я даже не сомневаюсь. Японцы настолько серьёзно к делу подходят, этому у них стоит поучиться. Очень дотошные, очень профессиональные, и, когда дело касается чего-то серьёзного, они и финансов не жалеют. Они провели два сбора, я был молодой, подвижный и оказался в первых рядах. Салман Хасимиков, четырёхкратный чемпион мира, был как глыба среди нас. Он был самым старшим. А я был молодой, и ловкий, поэтому сконцентрировались на нас, и мы оказались в числе первых.

С вами связывался лично Антонио Иноки?
Зангиев- Первым был Антонио Иноки. Он сам приезжал, организовывал, смотрел, выбирал. Я думаю, окончательное решение было за ним. Он был настоящим лидером, у него был свой телеканал, и я даже слышал, что у него связи в японском парламенте. У него вообще много связей, много спонсоров. Их он также решил привлечь.

А какое было предложение изначально? По выступлению, по стилю…
Зангиев- Нам кое-что показали, мы попробовали. Потом начали постоянно ездить на протяжении пяти лет. Приоритеты и стиль менялись, уже заметно было влияние мма, бои становились более, так сказать, кровожадные. Зрители требовали крови, чтобы все было максимально ближе к реальности. Японцы сами объяснили, почему все было так. У них высокая урбанизация, и японский человек, по сути, находится под прессом, постоянным давлением. После этого он приходит на арену, болеет за своего борца, видит как он терпит, как его крутят-вертят, как идёт кровь. Он сопереживает борцу, и, когда он начинает выигрывать, человек видит в нем какую-то жизненную опору, какой-то стимул. Поэтому залы там всегда были забиты. Я помню первые два выступления в Токио Доум. За эти выступления они отбили все вложения. Людей было тысяч 60-70. Всё было на высшем уровне, с дирижаблями и прочим. Мы когда первый раз посмотрели, даже растерялись. Вышли, начали бороться… Сначала было тяжело, а потом нормально, привыкли.

До того, как вы попали в NJPW вы слышали что-нибудь о рестлинге? О WWE (WWF) например?
Зангиев – Нет, ничего не слышал.

Как долго вас подготавливали в доджо, и чему конкретно учили?
Зангиев- У меня постоянно голова кружилась. Там было так: подпрыгиваешь и с полутора метров падаешь спиной. Физически даже ребятам, что повзрослее, было сложно, а мне тем более. Тренировка проводилась на борцовских матах. Если ты боялся, они говорили: выбрасывай ноги и падай. И вот так почти всю тренировку. Падали, падали, падали, падали… Учились.

А долго вы в доджо занимались?
Зангиев- Месяц занимались там. Потом возвращались в Москву, там уже полегче было. Ну и потом все эти комбинации, всё это нарабатывалось. Многие я сам придумал - забегания, переходы на болевые…

- Одним из проявлений мастерства в рестлинге является заставить соперника выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Насколько сложно было перестроиться в плане стиля?
Зангиев- Мне было не так сложно, но в каждом деле есть свои нюансы. При ударах, например, надо было работать более реально, более контактно. Но в то же время, если ты капитально засадишь человеку, то от него ничего не останется. Это очень тонкая работа. Там был японец, который после удара тут же делал сальто назад, и это так эффектно было! Японцы начинали бороться ещё пацанами. Их заставляли по тысяче раз приседать. За счёт этих приседаний их учили правильно распределять свой вес. Они плакали, их били бамбуковыми палками, а потом смотришь - и через год человек совсем другой. И пластичный, и прыгает, и мышцы накаченные. У них был какой-то стимул, в том числе финансовый. Те, что выбивались вверх получали по 50 000 долларов, и это было всего лишь за одно выступление.

- Изменяли ли вы свой стиль в зависимости от промоушена - допустим, более контактный при рестлинге в NJPW и более борцовский в UWFI?
Зангиев- На самом деле стиль был примерно одинаковый везде, но нужно было постоянно учиться, совершенствоваться.

Что вам говорили промоутеры в плане ограничений? Какие советы давали? Говорили ли что-то не делать ни в коем случае?
Зангиев- Нет, все было проще. Если они видят, что человек популярный, у него получается - тогда подсказывали, садились разбирать, говорили что делать, а что нет. Это было конечно очень интересно. Я до этого 10-15 лет борьбой занимался и до сих пор занимаюсь, а то что мы прошли там - был невероятно интересный опыт. Совершенствовались, постоянно двигались вперёд. Там такие комбинации были, иногда смотришь, это вроде даже в голове не укладывается. А потом делаешь и вроде получается.

- Немногие знают, но самое первое рестлинг-шоу в нашей стране было аж в 1989 году. 31 декабря в Москве в Лужниках проходил Фестиваль боевых искусств, организованный NJPW. Среди участников были Бам Бам Бигелоу, Джушин Лайгер и сам Антонио Иноки. Можете рассказать о данном шоу? Правда ли, что японская сторона посчитала шоу провалом и именно поэтому никогда затем не проводило шоу в нашей стране? Или это было связано с политикой?
Зангиев- Я считаю, что это не было провалом. Всем очень понравилось. Я знаю, что к кому-то из ребят подходили болельщики со слезами на глазах и вопросом "как ты мог проиграть?". Настолько это было реально. Людей был полный стадион. Я не думаю, что там замешана политика, скорее финансово что-то не получилось, либо увидели какие-то трудности, либо не увидели продолжения, в чем-то засомневались… До конца неизвестно, но сам фестиваль очень хорошо прошел. Люди подходили и просто плакали: "как ты проиграл, как так получилось?". Переживали... А у меня концовка ещё была такая... Я прыгаю, промахиваюсь. Досадная ошибка, и всё…

А что-то об организаторах с нашей стороны знаете?
Зангиев- С нашей стороны был Госкомспорт. Мы прошли по контракту, вместе с нами еще были велосипедисты серьёзные, которые Тур де Франс выигрывали. Там контракты не меньше нашего были. Госкомспорт сделал дочернюю организацию. Я знаю, что когда деньги перечислили, возле Госкомспорта машин 10-15 стояло, иномарки. Чиновники сразу все в оборот пустили.

То есть это были не частные спонсоры, это была государственная организация?
Зангиев- Да. Это же был прорыв. Даже когда мы ехали в Японию в первый раз, с нами была куча людей, которые следили, смотрели, чтобы мы не остались за границей.

Были ли ограничения со стороны советского руководства, например в том, что советские борцы должны обязательно выиграть?
Зангиев - Нет, ничего такого не было. Но я помню, когда один из наших ребят выругался во время матча, получив по зубам. Ну и потом целый разбор был - "вот вы, советские люди, материтесь, дискредитируете образ советского гражданина". На что ребята сказали, что если бы вы сами по зубам получили, то еще неизвестно что бы сказали. Ну непроизвольно у человека вырвалось. То есть были люди, которые особо не выделялись, но следили за нами, чтобы мы глупостей не сделали и не остались в Японии.

Завязались ли у вас какие-то знакомства в NJPW, и поддерживаете ли вы связь с ними хоть иногда?
Зангиев- Близко общался раньше… Я, единственное что жалею, японский не удалось нормально выучить. По-английски общался. Сейчас связь не поддерживаю, с этим сложно. Я всегда старался общаться, даже приглашал, говорю – пойдём покушаем, я угощаю! А они всё равно как-то настороженно себя ведут, близко к себе не подпускают. Они вообще закрытые люди. У нас такого нет, русская душа же. Вот мы приехали, американцы приехали, шум-гам, угощают друг друга. Американцы тоже: "хэллоу гайз", все дела, и пошло-поехало. У них там приходишь в гостиницу, 18-20 летние ребята, еды полно, а кругом тишина - кто-то жуками какими-то занимается, компьютером, не разговаривают друг с другом даже, настолько они закрытые.

Была ли для вас разница с кем работать - с американцем или японцем?
Зангиев- Да нет. Отношение к работе у японцев очень четкое. С американцами дружили, много курьёзных моментов было.

К слову об этом. У вас был бой с американцем Баззом Сойером. Базз Сойер увлекался наркотиками и часто вел себя не совсем адекватно как на ринге, так и за пределами ринга. Были ли вы свидетелем подобного его поведения?
Зангиев - Ну он эпатажный конечно был. Орал "Соседж, скрэмбл!" и матерился на весь ринг! Ну мы с ним хорошо ладили, у меня даже фотография с ним есть. По-моему у него ранчо какое-то было, лошадьми занимался. Хороший парень.

То есть это больше образ был?
Зангиев- Думаю, да. К нам приехал парень один, не помню как звали. Он где-то во Вьетнаме воевал. И постоянно показывал шрамы свои. Мы пошли вечером в ресторан, а там в 90-ые годы очень жестко было. Сидел такой Лёха "Француз" и без его ведома никто шевелиться не мог. Ну мы зашли, а там Бам Бам Бигелоу уже сидит. И этот парень сел. Видит - водка! Начал пить. Выпил две бутылки, и пошло-поехало. Он начал там кувырки делать, прямо в ресторане, подошел к какой-то женщине, задницу показал. В общем, ужас! Мы сидели этажом ниже, а наверху Лёха. Он прислала своих ребят узнать, что там творится и мы пошли наверх. Пришли, я говорю – да ребята просто выпили. Ладно, садитесь давайте, говорит. Тот американец садится и Лёха ему говорит: "ну, давай брататься". Американец руку протягивает, а Лёха берёт нож, чуть-чуть полоснул себе по руке, а ему тоже хорошо так резанул запястье. В общем, мы в гостиницу его везли ночью… ФСБшники вопят: "американца зарезали"! Я говорю – никто его не резал, он бифштекс ел и нож выскользнул. Сажаю его быстро в машину и везу в Боткинскую больницу. Заходим, а там маленькая такая женщина вышла – вы чего ночью не спите?! Она его за руку взяла, где порез, и как быка за кольцо повела! Он выбегает через пять минут, глаза по пять рублей, мчится в машину. Оказалось, что он минут пять не мог объяснить ей, что произошло, так она его без заморозки прямо на месте зашила! Потом года через два, когда к нам ребята приезжали, он ходил гордый: Рашен мафия, рашен мафия!

Ходят слухи, что руководство и кое-кто из рестлеров NJPW связаны с якудзой. Сталкивались ли вы с этим?
Зангиев- Это не слухи. Там же Якудза - это легальная организация. Они очень часто приезжали на выступления, одеты с иголочки, в песцовых воротниках. Очень серьёзные ребята. И на сумо ходили, постоянно посещали такие мероприятия.

Они какое-то оказывали влияние или наоборот поддерживали?
Зангиев- Они спортом увлекались, сумо тем же. Мы даже на тренировки к сумоистам попадали. И люди из этой организации обычно занимали первые ряды, самые опасные. И если эта двухсоткилограммовая туша падала на человека и его на носилках уносили, то он считался настоящим героем! Как благодать сверху!

Немногие знают, но вы боролись и в WCW на шоу Starrcade 90 в Сент-Луисе. У вас был командный бой вместе с Салманом Хасимиковым против канадцев Дэнни Джонсона и Троя Монто, а затем против Маса Саито и знаменитого Кейджи Муто. Можете рассказать поподробнее об этом шоу - кто вас пригласил, как к вам относились за кулисами?
Зангиев- Ну, во-первых, в Америке был несколько другой подход. Мы прилетели и не знали куда ехать. Один позвонил, сказал – езжай туда-то. По сути, мы с Салманом были сами по себе, без сопровождения. Очень много было местных звезд, Стинг и прочие. Фантастические ребята! Помнится, Стинг выступал в Токио и был худой, как палка. А потом, когда я приехал в США, чувствую, меня кто-то по спине хлопает и улыбается. Я поворачиваюсь и вижу - ух ё! - такая гора мышц стоит! Я его даже не узнал. Килограмм 60-80 точно набрал. Большая спина и талия, как Аполлон стоит. Даже не знаю, что с ним делали... И что меня удивило - куча людей и у всех настроение такое хорошее! Ну а почему нет? Человек приходит, как в кино. Находит какую-то точку и так же сопереживает. В плане организации люди там, конечно, тоже серьёзные, большой бизнес все-таки. И Халк Хоган, и остальные - очень серьёзные ребята. Еще женщины очень накачанные были!

Вас через японскую сторону туда приглашали?
Зангиев- Да. Они попробовали, но, как я понял, им не понравилось. Вот для меня, как для борца, все более тонко. У нас все было на таком тактильном уровне - я чувствую, провожу приём. Там же - гора мышц, и она реагирует по-другому, поэтому было сложно совместить это. У нас приёмы получаются чётко, а у них больше акробатика, удары. Я почувствовал, что не было, что называется, химии между нами. Может она бы появилась, если бы мы приехали еще... Но вообще было интересно. Я по городу шел, меня узнавали – о, Зангиев, привет, молодцы! Очень много темнокожих приходило. Я два раза был в Сент-Луисе, на кубке мира боролся… Так что этот город хорошо знаю.

- Starrcade был очень богат на рестлеров, которые либо уже были легендами, либо стали ими впоследствии. В числе прочих на шоу были братья Штайнеры, Конан и Рей Мистерио, Норман Смайли, Сид Вишес, Рикки Мортон и Роберт Гибсон, Майкл Хейс, Лекс Люгер, Арн Андерсон и Стинг. Общались ли вы с кем-то из них? Смотрели ли вы вообще за матчами других рестлеров?
Зангиев- Люгера и Рика помню. А так, столько лет прошло...

Вы не общались?
Зангиев- Ну, в то время жизнь такая неспокойная была. То туда поведёт, то сюда. Хотелось бы написать… Жалко тогда Интернета не было.

Подходил ли к вам кто-то после матчей из рестлеров или владельцев промоушена? Что вам говорили?
Зангиев- Нам дали конверты, а на следующий день мы отдыхали. В это время кто-то из ребят говорит – какой-то массаж нам… А я говорю - какой массаж? "Мэссэдж", сообщение! Читаю, а там написано - в такое-то время вы должны быть на месте. Мы кое-как успели, прилетели в Нью-Йорк, а нам ещё повезло по "стэнд-бай" купить билеты, на Брайтон-Бич съездить, с ребятами-евреями познакомились. Так повезло - я захожу в ресторан, а там Шуфутинский поет, Успенская. А с нами еще ехал Магомаев с женой, оперной певицей Синявской.

Японский рестлинг имеет т.н. strong style, т.е. он более контактен, если сравнивать с той же Мексикой или США. Я правильно понимаю, что вам было даже удобнее работать в таком стиле?
Зангиев – Конечно! И пожёстче, и борьба, больше движений. Конечно легче. Притворяться сложнее. Тут более приближенно к реальности.

- Я правильно понимаю, что ход матча строился интуитивно в то время? Вы общались прямо по ходу матча, а заранее обговаривали только финал?
Зангиев- Раньше все было интуитивно, знали только концовку. Я 5 лет этим занимался, и уже после первого года, стоило меня тронуть рукой - и я уже чувствовал что, куда и как. Для того, чтобы развить это чувство… Мы выступали каждый день, независимо от погоды, первый год вообще разъезжали практически без выходных. На поездах, кораблях, самолетах... Это уже потом стали летать раз в месяц. Такой опыт, конечно, фантастический! Утром тренируемся, едем на матч, если есть возможность – снова тренируемся, потом опять матч и так 5-6 лет подряд. Один год такой работы и ты уже все можешь делать на интуитивном уровне.

Насколько отличается для вас, как для борца, опыт в NJPW от опыта в UWFI? И есть ли разница между отношением в раздевалках в этих двух промоушенах?
Зангиев – Ну это же продолжение одно другого. Организовывали одни и те же люди. Нужно же какое-то развитие, время идёт, и, чтобы дело пошло лучше, нужно как бы "разделить корзины".

Как к вам относились другие борцы? Было ли некое пренебрежение в Японии к борцам из других стран или наоборот было больше уважения или может даже интереса?
Зангиев- До конца понять японцев очень сложно. Он к тебе может не так хорошо относиться, но при этом всё равно улыбается. Открытого пренебрежения не было. Вообще это очень комфортная страна. Летали всегда первым классом, за тобой всё время ходил парень, молодой борец, который должен расти, скажем так. Ты кинул сумку, он взял её и понёс за тобой. Порой бывали трудные бои, по полчаса сидишь никакой, а тут тебе борцовки кто-то развязывает. Вещи ему отдаёшь, он несёт их, стирает. Вот такая система.

Иногда к новичками в индустрии применяется что-то вроде проверки, когда в ходе матча начинают переходить в полный контакт или проводить болевой в полную силу. Было ли с вами такое?
Зангиев- У нас был такой серьёзный случай. Вышел один из наших ребят, не буду говорит кто. Борец-то он серьёзный, но внешне так не скажешь. А американец - гора под два метра. Наш как схватит его, а тот - раз-раз, и не получается, выдохся. Был такой борец Вейдер. Я с ним вышел - 3 минуты повозился, а в нем 180 кг... Так вот он у меня на руках повис. Ты, говорит, сильный. Просто у нас другая манера, мышцы по-другому работают. У нас вязкая, тягучая работа. Он от груди 10 раз по 200 кг жмёт, а тут вышел и через 2 минуты растворился. И тут также получилось. Американец занервничал и начал по-настоящему бить. Тут мы выскочили, настоящая драка развязалась. Это было в Японии. Нас потом вызвали на ковер, а этот пацан, которого он ударил, схватил ножницы и побежал за американцем. Скандал серьёзный был, но такого больше не повторялось. А вообще американцы дружелюбные. Мы пива попили и замяли это дело. Не убивать же друг друга приехали! Ну получился инцидент, ничего страшного.

Если я не ошибаюсь, вы были в NJPW в 89-90 годах, а в UWFI в 94. Что было в промежутке между этим периодом?
Зангиев- Всё это время я ездил по Японии. Вплоть до 94-го. Потом уже, когда в UWFI стали бороться, получил капитально, два зуба выбили. От первого удара закрылся, а второй прошел и я поплыл. Помню, что сплюнул кровь, мне потом ещё капельницу поставили. Я после этого вообще хотел закончить. Ещё пару раз потом выступал… Я не боялся, но думал, что если потеряю связь с реальностью, то зачем нужны все эти деньги?

- Японские фанаты известны своей уникальной реакцией, не похожей на реакцию фанатов в других странах. Они ведут себя тише во время матча, но при этом реагируют на каждый прием и очень уважительно себя ведут по отношению к спортсменам. Какие у вас впечатления от японских фанатов?
Зангиев- Вообще фантастические! Независимо от места, мы чувствовали себя звездами. Везде была куча молодых людей, которые мечтали получить наш автограф. Их секьюрити не пускали, они всё равно пробирались. Ночью в гостинице спишь, тебе стучат в дверь. Как-то неудобно отказывать, человек пришел, хочет сфотографироваться... И у меня много таких фото было, когда я сплю, а приходит японец, поднимает мою руку, я делаю ему захват, и он фотографируется со мной. Был эпизод над которым я очень долго смеялся. Приехал один японец на машине, где-то меня на улице выхватил. Говорит, что приехал с мамой и папой, а на втором этаже у него комнатка, вся обвешанная постерами с реслерами. Он всех их знает, короче человек живёт этим. Поехали с ним, он меня угощал в ресторане. Когда приехали назад увидели, что он туфли свои оставил, видимо от волнения! Уехал без туфлей и так и не вернулся за ними! Был случай, когда я должен был по сценарию хромать, а Салман говорит: "опять я буду вкалывать, а ты..." Потом меня посадили расписываться на постерах - моей фирменной "USSR + 100kg" и подпись. Постер стоил около 40 баксов и разлеталось это как горячие пирожки!

А во время матча вы замечаете реакцию фанатов?
Зангиев - Ну конечно! Они всегда подбадривают тебя, ты постоянно чувствуешь толпу. Еще забавно, у них интересные голоса у аннонсеров бывают - резко переходят с низкого на высокий голос и вся публика мгновенно заводится. Интересно! Думаю, они так реагируют, потому что в жизни более зажатые, а на арене можно вести себя более раскрепощенно, эмоционально. Для них это как выход накопившейся энергии.

Упоминая японских фанатов, у них есть несколько странных для нашего понимания традиций. Например, они дают рестлеру полотенце, чтобы тот вытер свое лицо, после чего вернул им это полотенце, которое для них становится предметом поклонения. А с какими странностями для советского человека сталкивались вы в Японии?
Зангиев - Ну странностей прям не было. Хотя вот например выходишь из арены, или приезжаешь к отелю ночью, а они стоят, ждут. Даже девушки. Всю ночь не спят, прячутся где-то в туалетах, чтобы ты только расписался.

- Один из самых авторитетных американских журналов о рестлинге Pro Wrestling Illustrated включил вас в топ 500 лучших рестлеров в 91 году. Вы были на 71 месте. Сообщали ли вам об этом?
Зангиев – Первый раз слышу!

Были ли у вас политические проблемы после выступления в Японии?
Зангиев – Нет, не было.

Сталкивались ли вы с осуждением или непониманием со стороны своих коллег-борцов?
Зангиев- Ну а как же, как и сейчас, многие говорили: "а, это клоунада". Но это очень тяжелый труд, уважение, которое еще нужно заработать. Даже Карелин ездил. Все, кто мог, ездили, пытались. Но я считаю, что это искусство. Как кино - смотрят же люди, верят. Когда человек хорошо играет, когда это хорошо подаётся, это наоборот интересно. Тут же постоянный экшн. Даже если один бой не получился, второй точно будет хороший. Там же серьёзные ребята, трудятся. Лично я все это очень уважаю.

Мне кажется, в 90-ые вы были популярнее в других странах, чем в России. Не задевало ли вас это?
Зангиев- Да я даже и не знал, где я популярный. Вот сейчас только чувствую, люди интересуются, узнают. Из Новой Зеландии, Африки приезжают борцы, я им говорю кто я, они удивляются, не сразу верят даже. Недавно в центре Москвы подошел один, говорит: "я узнал вас". Я ни от кого не прячусь, но и не стремлюсь к популярности. Я так считаю, что если ты своим примером кого-то вдохновишь, у меня-то от этого точно не убудет, а людям будет приятно. У меня позиция простая: работаю, никуда не лезу. Это моя жизнь. Что только ни пробовал, куда только ни ездил, все равно возвращаюсь к этому. У меня и денег было много, я их даже не в реслинге заработал, но они не приносят такого удовлетворения, как работа здесь. Благодаря работе с детьми весь негатив уходит и ты чувствуешь себя счастливым.


Если вам вдруг попадается на глаза WWE (телевизор, Интернет) или ещё какой-нибудь промоушн, вы можете посмотреть его или вам уже это не так интересно?
Зангиев- Да, могу посмотреть. Ну от мастеров конечно зависит. Некоторые - так себе, а некоторое прям очень впечатляют. Приёмы интересные. Кто мастер, а кто нет – сразу видно.

Не можем не спросить о персонаже Zangief из Street Fighter. Не могли бы вы рассказать поподробнее о том, кто и когда примерно связался с вами для создания персонажа для компьютерной игры?
Зангиев
- Никто не связывался. Просто когда подписывали контракт, там было написано All Rights Reserved. Посмотрели, кто самый популярный, и выбрали меня. Об игре я узнал уже позже.

Полагались ли вам отчисления? Был ли это одноразовый платеж или с годами вам отчисляли средства в зависимости от продаж игры?
Зангиев
- Нас тогда никто не спрашивал, а мы просто подписали контракт и были рады. Все же хотели там побывать. За месяц работы нам платили 700 долларов, и все были счастливы. Тогда не то что в Японию поехать, просто выехать из страны было сложно. Я помню, сколько нас проверяли...

А были люди, которые отказались от предложения?
Зангиев
- Нет. Единственное что, был у нас Ваня Карапетян. И боролся хорошо, но у него вес был большой, тяжеловат. Японцы сказали: вес сбросишь, тогда заберём. Ну он неделю вообще ничего не ел, не ходил с нами. Мы думаем: что такое, Вани нету. А питание у нас хорошее было. Тут Беркович говорит: давай ещё по сосиске скушаем? Ну пойдём. Мы вчетвером поднимаемся в столовую в гостинице "Спорт", а буфетчица говорит: "А что вы по две сосиски все берете"? Беркович спрашивает: "а что, кто-то больше съел"? "Да, говорит, тут один ваш пришел – 40 сосисок и ящик пепси-колы взял"! Мы всё побросали и к Ване. Забегаем - ни сосисок, ни пепси-колы! И Ваня такой: "Да ну её нахрен, эту Японию!"

Вы заявили о себе на весь мир, как борец, показав всем, из чего сделан советский человек. Как персонаж компьютерный игры, вы завоевали поклонников компьютерных игр по всему миру, и до сих пор ваш персонаж один из самых узнаваемых. Где же ещё Виктор Зангиев может заявить о себе и подать положительный пример?
Зангиев
- Ну вот моя жизнь - эти дети. Я не нахожусь на виду, но и на вторых ролях не люблю быть. Не получилось у меня олимпийским чемпионом стать, но я всё равно докажу, что чего-то стою. У меня был очень сильный тренер - Дзагоев Асланбек Захарович. Он воспитал около 25 олимпийских чемпионов. И вот многие уверены, что та технология утеряна. Но я считаю, что я на правильном пути. Я поработал 2,5 года с девочкой, и она стала трехкратной чемпионкой России. Это фантастический результат.

Уверен, вы оказали на кого-то большое влияние в жизни. А кого вы ставили себе в пример, будучи ещё подростком? Или может кто-то в определённый момент повлиял на вас?
Зангиев - Ну конечно было за кем тянуться. В сборной Союза было очень много уважаемых ребят. Леван Тедиашвили, Ярыгин… Наша советская школа борьбы, очень много людей.

Есть ли у вас интересы помимо спорта?
Зангиев
- Язык учу. Я английский стал немного забывать, немецкий, сейчас фарси учу. У меня много друзей иранцев. Вообще интересов много. Человек должен постоянно к чему-то стремиться, чтобы развиваться. Если ты на одном месте застрял, иногда полезно менять интересы, чтобы в себе какие-то новые грани раскрыть. От этого человек только выигрывает. И общение с ним становится интересным, многогранным. Даже в таком деле, как тренировки, можно совершенствоваться до конца жизни.

Бывали ли у вас трудные ученики (в плане характера), которых вы перевоспитывали? И как вы на них воздействовали?
Зангиев -
Все мои ученики непростые. Каждому человеку нужен свой подход.

Что бы вы посоветовали нашим рестлерам?
Зангиев -- Моё мнение, чтобы в России это продвинуть, нужно использовать национальный характер. Наверное в сторону UWFI, в сторону реальности, смешанных единоборств. Но в любом случае это нужно хорошо оформить, все должно быть профессионально. В Японии это целая культура - и музыка, и шоу, и все это поглощает тебя. Это должно быть как театральное представление. Поэтому все нужно делать профессионально. Если заразить людей, публики будет очень много.

На вопрос “Каково это быть учеником Виктора Зангиева”, ребята в один голос утверждают, что это очень круто. Кто-то совсем недавно узнал о том, что есть такой персонаж игры и мультфильма, но главное для них - это быть учеником великого тренера. Ребята могут прийти к нему со своими проблемами, и он всегда поддержит их и направит в нужное русло. Сам же Виктор Дзантемирович живёт принципом – “Поставив себе цель, я обязательно добьюсь своего”. Ребята готовы почти до самой ночи тренироваться под его руководством. В его центре занятия проходят бесплатно. И глядя на молодых спортсменов и их тренера, сам заряжаешься позитивом.

Авторы интервью: Алексей LostBoy и Сергей Res



Огигинал новости «Эксклюзивное интервью с Виктором Зангиевым»   -